Статьи


Удобная, практичная и недорогая сумка является постоянным дополнением современного женского костюма.
В 1930-х гг. женственная мода создала классическую сумку на рамочном замке с одной короткой ручкой, которая без изменения просуществует до 1950-х гг. Сумки имели прямоугольную форму и изготавливались из кожи антилопы, козлиной кожи, а также из кож с различными тиснениями. В 1930-е гг. впервые появились сумки из кож, окрашенных в яркие цвета.

В 1940-е гг. широкое распространение получили мягкие (или полужесткие) сумки, прообразом которых стали санитарная сумка и сумка-противогаз. Сумка имела трапециевидную форму, была с двумя ручками и стала основой для дальнейшей унификации этой формы. Впервые были применены также различные текстильные материалы, парусина, джут, пластики. В дальнейшем подобные сумки стали основой для развития летнего пляжного ассортимента.

В кожгалантерее 1950-х гг., как и в костюме, наблюдается своеобразный возврат к моде 1930-х гг. Сумки с рамочными замками, плоские, вытянутые по горизонтали имеют форму растянутого калача или с замками литыми фигурными, отделанными эмалью, трапециевидной формы. Использующаяся в то время фурнитура — обращение к формам и декору начала века.

С развитием химической промышленности наряду с натуральными кожами начинают применяться ее заменители — искусственные материалы. Большое место в колористике стал занимать черный цвет.

Начало 1960-х гг. характеризуется преобладанием строгих маленьких сумочек с рамочными замками или застежкой-молнией. Сумки-прямоугольники, сумки-сундучки — жесткие, с жесткими ручками из дерева или пластмассы.

В середине и конце 1960-х гг., в период господства мини-моды, большую популярность завоевала сумка Сильвии Вартан: две-три сумки, сшитые под одним клапаном.

1970-е гг. богаты на новации в кожгалантерее. Доминируют сумки мягких конструкций, получившие в обиходе название «банан», «ладья», «мешок», «кисет». Получает распространение спортивный стиль, стиль «сафари», т.е. сумки из текстильных материалов. Как одно из новшеств этого десятилетия надо отметить появление прорезных, цельнокроеных ручек.

1980-е и 1990-е гг. проходят под знаком господства в моде эклектики. Главное завоевание моды этого периода — подразделение сумок по ассортименту: для взрослых, молодежные, летние; по стилю: классический, этнический (фольклорный), романтический, спортивный.

Современные тенденции моды демонстрируют стремление к большей функциональности, удобству, лаконичности и строгости. Наиболее ярко эти качества выражены в спортивном стиле, поэтому он на пике моды. Другая заметная линия в моде основана на обращении к этническим мотивам разных стран, особенно восточных.

Современные и перспективные модели сумок по-прежнему базируются на образцах 1970 — 1980-х гг., у которых заимствуются силуэты, конструкции, декор, фурнитура.

В моде начала второго тысячелетия предпочтение отдается маленьким сумкам (сумочки через плечо) и сумкам средних размеров.

Простая строгая мода подразумевает использование прямых линий, но при подчеркнутой женственности и элегантности. Сумки, отвечающие этим требованиям, остаются геометрической формы в виде прямоугольника, квадрата, трапеции, кисета или ведра, однако отличаются большей мягкостью.

Фурнитура используется крайне мало (в основном функциональная) или выполняется незаметной, в виде скрытых клапанов и других деталей.

В моделях сумок используются прорезные, цельнокроеные ручки, короткие жесткие ручки и длинные ручки-ремни на ручко-держателях в виде больших колец или петель, полудлинные плечевые ремни.

Асимметрия все еще находит свое отражение в характере изготовления сумок.

Этнический стиль воплощает мечту о возвращении к экологически чистому, здоровому миру. Сумки этого стиля большей частью среднего размера и мягкой формы. Они могут иметь форму короба или ведра, хозяйственные сумки — округленную форму.

Для изготовления сумок в качестве материалов используются бархат, велюр, нубук, мягкие натуральные кожи с гладкой поверхностью и восковым блеском, кожи рептилий и их имитации, с отделкой металлик, искусственные кожи с такой же отделкой. Модны текстильные материалы, такие, как фетр, твид, войлок, сукно, рафия, рогожка, атлас, искусственный мех, особенно с рисунком в клетку, «поп-арт», гобелены, трикотаж, имитирующий ручное вязание. Для молодежных сумок используется также брезент.

За счет комбинирования кож различных фактур или кож с грубоватыми текстильными материалами сумки приобретают некоторый оттенок рустикальности (первобытности) и древней простоты, что соответствует этническому направлению моды.

В отделке сумок (в т.ч. вечерние сумочки) используются вышивки, кружева, плетения, орнаменты, декоративные строчки и т.п.

Цветовая гамма материалов разнообразна: от черного до различных оттенков серого. Модны также коричневые тона, мягкие золотистые и зеленые оттенки, различные оттенки синего и красного.

Мужские сумки появились сравнительно недавно, 20 — 25 лет назад их заменяли мужские портфели. Первыми мужскими сумками стали визитки — небольшие сумочки для документов, ограниченного количества деловых бумаг, личных вещей. Затем мужские сумки стали обширной ассортиментной группой общего назначения, включающей объемные, практичные изделия, обычно строгого оформления.

Мужские сумки просты, они ведут свое начало от утилитарных спортивных сумок и планшетов. Маленькие жесткие сумки из жесткой кожи, небольшого размера вошли в моду и приобрели популярность. В 1980-е гг. впервые появляются мужские сумки на поясе.

Молодежные сумки предназначены для хранения книг, тетрадей, принадлежностей для черчения и предметов туалета. Они бывают прямоугольными, вытянутыми по вертикали или почти квадратными. Молодежные сумки выпускают мягкой (напоминают ягдташи) и жесткой конструкций (типа коробочки) прямоугольной формы. Изготавливают их в основном с клапаном, закрывающимся на цупферный замок, кнопку или застежку-молнию. Они имеют отделения для предметов туалета и карандашей. Ручки сумок бывают различной длины: длинные, короткие, объемные в сочетании с длинной; крепят ручки на кольцах, полукольцах, рамках и карабинах. Для оформления молодежных сумок используют пряжки, блочки, накладки, эмблемы. Изготавливают эти сумки из винилискожи, свиной галантерейной кожи, пленочных однотонных или контрастных материалов.

Молодежные сумки выпускают для девушек (повседневные, выходные и спортивные) и для юношей (повседневные и спортивные).

Детские сумки отличаются меньшими размерами, простой формой, отсутствием сложных отделок, зеркала и кошелька. Изготовляют их из искусственной кожи, пленочных материалов, ткани на подкладке из пленки, без подкладки. Сумки могут быть с карманами и без них, открытыми или с застежкой-молнией, клапаном. При оформлении сумок применяют рисунки детской тематики, выполненные шелкографией, аппликацией, трафаретной печатью, тиснением, а также отделку шнуром, бахромой, перфорацией. По возрастному признаку выпускают сумки для детей от 3 до 6, от 7 до 11 и от 12 до 15 лет. Детские сумки для девочек могут быть спортивными и повседневными.

Новой ассортиментной группой детских сумок являются сумки для учащихся, заменившие в последние годы портфели. Такие сумки имеют конструкции, удобные для размещения учебников, тетрадей, школьно-письменных принадлежностей.

По условиям эксплуатации сумки могут быть повседневными, выходными, для косметики, хозяйственными, дорожными и спортивными.

Женские повседневные сумки имеют простую строгую форму, без сложных украшений. Разнообразие конструкций и видов этих сумок определяется условиями эксплуатации (весенне-летние, осенне-зимние), характером вкладываемых предметов (деловые, общего назначения), стилем (классические, спортивные, фольклорные, романтические).

Выходные (нарядные) сумки по размеру меньше повседневных сумок, их корпус и замок имеют оригинальную форму. Нарядность и элегантность форм обусловлены материалами, из которых изготавливают сумки (натуральная кожа, велюр, замша, лак, искусственная кожа высокого качества, шелковые ткани). Отделка этих сумок сложнее, наряднее — вышивка бисером, нитками, тиснение с фольгой и др.

Повседневные и выходные сумки по сложности изготовления и отделки подразделяются на две группы.

К изделиям первой группы сложности относятся сумки простого кроя, без украшений или имеющие одно или несколько украшений следующих видов: прямую или фигурную кокетку, одну байтовую складку или до четырех одинарных складок, перфорацию рисунка на детали, декоративную строчку, аппликацию, штриховку, тиснение, украшение из металла или пластмассы.

К изделиям второй группы сложности относят сумки с двумя боковыми или одинарными складками свыше четырех, художественной перфорацией на двух деталях и более, декоративней сборкой в виде гофре, под каракуль, с художественной вышивкой, декоративными накладками, украшениями из рога, дерева и др.

Рамочные замки в женских сумках могут быть двух групп сложности: замки первой группы сложности — более простые, обычно двухстворчатые, с использованием металлической или пластмассовой запирающей головки; замки второй группы сложности — двух- и трехстворчатые, с более дорогой отделкой. Чем выше группа сложности сумок и замков, тем дороже изделие.

Сумки для косметики изготовляют небольших размеров, из искусственных и синтетических материалов, мягкой конструкции, с рамочным замком или замком-молнией.

Хозяйственные сумки выпускают разнообразных форм и размеров, преимущественно мягкой и полужесткой конструкций, с жестким дном, двумя ручками, карманами и без них, замками разной конструкции или открытыми. Для верха применяют искусственные кожи, ткани (шотландку, парусину, репс и др.), пленочные материалы. Эти сумки выпускают и без подкладки. Хозяйственные сумки могут быть смонтированы с коляской.

Дорожные сумки заменяют чемоданы. По внешнему виду они сходны с хозяйственными сумками, но имеют большие размеры и объем. На внешних и внутренних стенках этих сумок имеются карманы с перегородками.

Форма сумок в основном прямоугольная и трапециевидная, конструкция — жесткая и полужесткая, с широким жестким дном и опорными кнопками. Для укрепления корпуса сумки используют стяжные ремни. В качестве запора применяют застежку-молнию или клапан с разнообразными запирающими устройствами: цупфер и шлевку, горт и запряжник.

Изготавливают дорожные сумки из искусственных кож, пленочных материалов, тканей, а также галантерейной кожи. В последние годы часто выпускают сумки с изменяющимся (трансформирующимся) объемом, на колесиках.

Спортивные сумки отличаются от других видов сумок большой вместимостью, удобны для ношения спортивных принадлежностей. Они имеют удлиненные ручки, один или два плечевых ремня с пряжками, кольцами или карабинами, отделения и карманы. Форма сумок может быть прямоугольной, трапециевидной, в виде рюкзака и т.д., конструкция — мягкой и полужесткой, с твердым дном. Изготавливают их из искусственной кожи, пленочных материалов, тканей или их комбинаций.

Спортивные сумки отличаются характерным оформлением с использованием различных эмблем, надписей, фурнитуры, яркой цветовой гаммой и наличием специфических узлов и деталей, подчеркивающих спортивную принадлежность.

Пляжные (летние) сумки изготавливают мягкими, нарядными, довольно вместительными, из ярких искусственных кож, пленочных материалов и тканей, нежесткой конструкции, открытыми или на застежке-молнии, с клапанными замками. При их изготовлении часто применяют сварку токами высокой частоты, литье (сумки из полиэтилена). Оформляют сумки аппликацией, вышивкой, шелкографией, трафаретом и т.п.

Источник: ZnayTovar.ru

Украшения из бисера
Украшения из бисера
Ожерелья из бисера
Ожерелья из бисера
Шнуры из бисера
Шнуры из бисера
Вышивка бисером
Вышивка бисером

Искусство изготовления украшений из мелких бусин, бисера и стекляруса - низание - один из очень интересных, но малоизвестных видов народного творчества.

Среди разнообразных украшений национального костюма многих народов мира широкой популярностью пользуются украшения из бисера и стекляруса, пришедшие на смену примитивным украшениям из ракушек, камня, зубов и позвонков животных, шариков из глины и семян растений.

Бисерное рукоделие пришло к нам как плетение, ткачество, вышивание и другие ремесла из глубин истории, передаваясь из поколения в поколение.

Изделия, снизанные из мелких бус и бисера, известные еще в Древнем Египте и Индии, до сих пор украшают одежду народов Ближнего и Дальнего Востока, Африки и Индии, Американского континента и островов Тихого океана (Океания), Европы и Азии. Это эфиопские чале, индийские мала и хар, кубинские кояр и гаргантыя, ангольские миссанга, болгарские, румынские и молдавские гарданы и згарды, украинские герданы и сылянки, словацкие нагрделники, русские гайтаны, цепочки и ожерелки, белорусские пляцёнки и горлячки, таджикские гулубанд и фарал, узбекские зебигардан, литовские каролинес и многие другие украшения. Разнообразные по форме, названиям, орнаментации, колориту, композиции и технике исполнения, они свидетельствуют о природном национальном таланте, художественном вкусе и мастерстве многих умельцев разных стран.

Носили украшения в разных странах по-разному: по одному или нескольку одновременно, каждый день или только в праздники, с детства и до старости или только в молодые годы. Во многих районах, где изготовляли украшения, они были неотъемлемой частью не только женского, но и мужского костюма.

На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в VI—V вв. до н. э. Уже тогда .украшали вышивкой бисером одежду и обувь, предметы женского туалета скифы и сарматы, а в начале нашей эры — древние славяне. Во времена Киевской Руси IX—XII вв. женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов разной формы и цвета. Начиная с XV в. для изготовления церковных одежд и утвари, предметов для царского двора рукодельницы начали широко использовать венецианский бисер, соединяя его с драгоценными камнями и русским жемчугом, добываемым более чем в двухстах водоемах Российского государства. Из русского и привозного жемчуга низались женские украшения для знати и зажиточных крестьянок Русского Севера, а начиная с XVIII в. бисер, ввозимый из Венеции и Богемии (Северная Чехия), стали применять в домашних рукоделиях и украшении народного костюма.

Большого расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце XIX — начале XX в. в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, в отдельных районах Беларуси, Литвы, Украины.

Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплеты и косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и поднизями, ряснами и позатыленями. Разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту, эти украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей — тысяч неизвестных самобытных мастериц.

Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты.

Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий.

В местных названиях бисерных украшений нет четкого разграничения. Очень часто одинаковые по форме и назначению изделия имеют множество местных названий, которые возникли от способов изготовления, расположения украшения в костюме, орнаментальных мотивов.

Шейное украшение из бисера в виде ажурного воротника разной ширины украшало женскую рубаху.

Такие украшения из очень крупного бисера, снизанные сеткой с большими ячейками в виде ромбов или квадратов, в России называли борода, жерелок, подшейник, подгорлок, ошейник, зажельник, разметка и т. п.

Нагрудное украшение в виде кольца из тканой или ажурной ленты из бисера разной ширины и длины с концами, соединенными в медальон, называется гайтан (в переводе с древнегреческого и древнелатинского — плетешок, тесьма, шнурок), итан, чопка, королеска, сетка, чапочка. На гайтане-шнурке носили нательный крест, гайтан-плетешок украшали монетами, ракушками, большими бусинами.

Узенькие полоски из бисера для украшения шеи и головных уборов называли цепочка. Круглые объемные шнуры — жгут или круглая цепочка. В праздники носили наручные украшения — заручья и браслеты.

В Беларуси женские украшения из бисера в виде узкой узорной ленты, плотно прилегающей к шее, и закругленных воротников были известны в Гродненской и Гомельской губерниях. Их называли пляценка — от способа изготовления и горлячка — от места ношения на шее. В наши дни они популярны в селе Неглюбка Ветковского района Гомельской области.

Еще в XVII в. литовские мастерицы плели из бисера воротники и узкие полоски каролинес, которыми женщины украшали налобники шапочек и платки, а молодые девушки надевали их на голову. Такие украшения были распространены на юго-востоке Литвы.

Украшения в виде нагрудников, шнуров, цепочек различной формы из бус, бисера, монет и раковин каури "были распространены у многих народов Поволжья и Приуралья: чувашей, марийцев, удмуртов, татар, башкир. Особенно красочны и разнообразен бисерные украшения мордовских женщин. Они украшали головные уборы вышивкой бусами и бисером, металлическими бляшками, сетками поднизей, налобников и позатыленей. Нагрудные украшения в виде больших круглых воротников из крупного бисера разноцветных орнаментов называли цифкс, тифкс, крганьпирф, комбоне и др. Интересными и красочными были поясные украшения пулай, пулагай, дополненные длинными нитками разноцветного бисера. Из бисера плели накосники, ушные подвески пилекс-оргя, длинные цепочки гайтанов — крьоскольне, круглые шнуры.

Искусство низания украшений из мелких бус и бисера сохранилось у местного населения Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, отдельных районов Средней Азии и Закавказья.

На Украине украшения из бисера герданы (от тюркского гардан, герден — шея) и сылянки (от украинского сылыты, сыляты — низать, нанизывать) наиболее популярны в западных областях республики — Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской, Черновицкой и в отдельных районах Тернопольской и Хмельницкой. В отличие от русских украшений из крупного бисера украинские плели и низали из очень мелкого как непрозрачного, так и прозрачного бисера ярких цветов. Орнаменты бисерных украшений перекликались с узорами вышивок и тканых изделий.

Крестьянские украшения из бисера многих народов Российской державы благодаря красоте и разнообразию форм в конце прошлого и начале нашего века были известны далеко за пределами Родины. Они экспонировались на международных выставках и ярмарках, продавались в магазинах кустарных промыслов Австрии, Англии, Америки, Германии, Франции и других стран. На наших образцах обучались в рукодельных школах Европы.

В начале нашего века художественные изделия из бисера, очень разные по своему назначению, форме, размерам, цветовым сочетаниям, пользовались большой популярностью и у городского населения. Наряду с открывшимися в конце XIX в. в селах кустарными мастерскими кадры бисерщиц начали готовить в Петербургской школе народного искусства и школах художественных рукоделий многих губерний России.

После революции, во время гражданской войны 1917 —1922 гг. перестали существовать многие рукодельные мастерские и школы бисерщиц, но любовь к бисерным украшениям и умение их создавать сохранились у многих народов и до настоящего времени. В предвоенные и послевоенные годы увлекались вышиванием бисером и стеклярусом платьев, сумочек, кошельков, а в 70-е годы стало возрождаться низание.

Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают украшения новых форм, узоров, расцветок. Изготовленные ими современные украшения из бисера и стекляруса, как и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее. Это длинные полосы гайтанов и герданов, похожие на кружева ажурные сетки воротников, узкие полоски шейных украшений, витые объемные шнуры, разнообразные цепочки, пояса, браслеты, сережки, бретели к платьям-сарафанам, налобные повязки и многие другие.

Источник:
Э.Н. Литвнец. Забытое искусство (о бисере).
Серия "Сделай сам", №2, 1992.

:: Дизайн и разработка сайта:: web-page